Профиль и протектор шины: что нужно для комфортного вождения?
Профили и шаблоны протектора
Большинство людей не осознают этого, но покрышки – это модные аксессуары. Нет, конечно же Вы не избежите косых взглядов, если подарите своей жене или подруги комплект шин 255/35 R16, в отличие от того случая, когда бы Вы преподнесли серьги. Шины – это исключительно автомобильные аксессуары. Но все же следует помнить, что когда автомобиль находится еще в стадии разработки, ширина шины, ее профиль, диаметр и рисунок протектора уже заложены в проекте.
Тем не менее, шина всегда будет выполнять возложенную на нее работу, а именно, держать сцепление с дорожным покрытием. Являясь элементом подвески автомобиля, современная шина должна хорошо смотреться как на самой машине, так и в автосалоне. Все это делает автомобильную шину модным аксессуаром.
Нельзя сказать, глядя на один протектор шины, работает ли он лучше, чем другой, выполненный в похожем стиле. Раньше все было довольно-таки просто: выбор происходил исходя из баров, выноса и блокировки. Теперь у нас есть другой подход к шинам и тому, как они должны работать, а это значит, что технические характеристики шин могут быть очень запутанными для покупателя. Хотя это и не обязательно так.
Назад к основам
Очень давно стало известно, что шина работает лучше с рисунком протектора, чем без него. Дизайны проектов Dunlop, например, сделали рисунок протектора, который оставлял отпечаток фирменного знака «Dunlop» на мягких поверхностях.
История развития рисунка протектора насчитывает множество лет. Но по существу, сначала был сделан шаг по созданию рисунка с выступами по всей ширине шины. Затем последовал периферический образец, который придавал устойчивости при резких поворотах. Комбинация этих двух основных образцов и привела к рисунку протектора блочного типа, который успешно существует на многих образцах шин и сегодня.
Интересно, что все три типа рисунков по-прежнему доступны для конкретных целей, так как предназначение автомобилей мало изменилось с тех пор. Поэтому сцепление и тяга все еще являются приоритетными факторами при выборе шины. Однако мы все больше уделяем внимание техническим характеристикам шин на мокром и сухом покрытии, а также учитываем их тормозной путь.
Лучшая шина на сухой и ровной поверхности дороги – слик. Однако дорожное покрытие редко бывает сухим, и дороги, по которым мы ездим каждый день, – даже самые ровные из них – далеки от поверхностей гоночных треков, вследствие чего шина должна обладать более износостойким составом, потому что он придает тягу и сцепление, а также сопротивляется аквапланированию.
Протектор современной шины предназначен для отвода воды между определенным участком шины и дорожной поверхностью. Как он ухитряется это делать? В этом и заключается технология на основе многомиллионных инвестиций ведущих мировых производителей шин.
Для покупателей шин, в общем говоря, чем больше число каналов в протекторе, тем больше его способность откачивать воду. Тем не менее, дизайн этих каналов может сделать шину более или менее эффективной. Широкая шина может потребовать другого подхода к водному рассеиванию, чем узкая шина. Так, например, модно выглядящий протектор, который Вы найдете на шине Порше, возможно, не будет смотреться на узкой шине, приспособленной к семейному седану - и наоборот.
Последняя тенденция в развитии шин – повышение эффективности. Осуществляется она при помощи периферических углублений и полос, предполагающих различные характеристики всего протектора, который должен быть ассиметричным и направленным. Другой тенденцией является «одиночный протектор», где «земная» часть обеспечивает эффективное сцепление с дорогой, а «водная» - своевременный отвод воды из-под шины. Эти две модели шин считаются менее шумными, чем шины с блочным рисунком протектора.
Шум при движении
Шум шины - большая проблема в настоящее время. Автомобили стали настолько тихими, что часто самый громкий сопутствующий шум исходит от индукционной системы и шин. Протектор может оказать большое влияние на шум, который производит шина. Шум фактически исходит от переднего края шины, вступающего в контакт с дорожной поверхностью. Поэтому, чем более сложным протектором обладает шина, тем больше от нее шума. Возможно, это именно тот фактор, который вам придется учитывать, если шумовой фактор в вашем автомобиле становится слишком навязчивым. Зимние шины всегда будут громче, чем их всесезонные «коллеги», потому что они жестче и имеют много желобов для придания лучшего сцепления и откачки большего количества воды.
Шум – это проблема комфорта. А создание комфорта – основная задача производителей автомобилей и шин. Шина является неотъемлемой частью подвески Вашего транспортного средства, которая поглощает все воздействия и неровности дорожной поверхности. Шина смягчает жесткость подвески до определенной степени, установленной производителем автомобиля, и является частью Оригинального оборудования нового автомобиля. Поэтому при замене шин на Вашем новом автомобиле, особенно в первый раз, хорошей мыслью будет являться покупка той же самой шины, идентичной с Оригинальным оборудованием. Ко второй или третьей замене оригинальный вид шин может и не использоваться из-за относительного износа подвески. Поэтому неоригинальная шина никак не повлияет на поведение автомобиля.
Профиль и комфорт
На комфорт также влияет и профиль. Теперь это именно та область, где мы все становимся жертвами моды. Автомобили выпускаются с более крупными колесами и более низкими профилями шин. Техническая причина этого процесса состоит в том, что более крупные колеса позволяют изготовителям устанавливать более крупные тормоза, что делает торможение автомобиля более эффективным. Чем более крупные колеса установлены на автомобиль, тем более низкопрофильной должна быть шина, чтобы оставаться стильной и соответствовать всем дизайнерским разработкам. Также она должна быть в пределах способности промышленной индустрии произвести подходящие шины так, чтобы и вторичный рынок мог иметь дело с ними. Поэтому транспортное средство, которое покидает завод с 18-дюмовыми дисками и шиной 20 профиля, например, будет ездить более резко на низкопрофильной резине, поскольку шина более низкого профиля имеет более жесткую, менее податливую боковую стенку, поглощающую гораздо меньше дорожной поверхности.
Так что если Вы ездите большую часть времени на превосходных дорожных поверхностях, низкопрофильная шина потенциально более резка. А установив низкопрофильные шины на автомобиль, не соответствующий определенным характеристикам, Вы возможно выиграете во внешнем виде, но, несомненно, потеряете в управляемости и маневренности. На ровной дороге, возможно, разницы в вождении и не появится, но вот на более неровных поверхностях и рытвинах управление машиной оставит желать лучшего.