От каучукового дерева до гоночного трека
Все начинается с деревьев
Шины Bridgestone для MotoGP разрабатываются и производятся на фабрике в Кодаире, недалеко от Токио, Япония, в тщательно контролируемых условиях. Этого и следовало ожидать при производстве шин, которым предстоит выступить на мировой арене со всемирно известными гонщиками.
Процесс производства всех шин компании Bridgestone начинается в поле с урожая каучука, который собирается на одной из нескольких плантаций, принадлежащих Bridgestone, на юго-востоке Азии, где каучук был главным экспортным продуктом со времен Британской империи.
С каучуком в качестве основного ингредиента Департамент по шинным разработкам Bridgestone Motorsport использует очень тщательно рассчитанные технологии на основе более чем десяти различных материалов, разрабатываемых в течение многих лет с целью найти оптимальное сочетание компонентов для каждого соединения.
Изменив любой из компонентов или проведя измерения не так, все характеристики шины изменятся, поэтому последовательность и соответствующий уровень контроля качества на этой ранней стадии имеют решающее значение.
Компьютеризированное производство
Покрышки Bridgestone для MotoGP разработаны с использованием мощных вычислительных систем и огромного количества данных, собранных из каждой гонки и теста для расчета и моделирования соединений при производстве. Опять же, точность абсолютно необходима для обеспечения безопасности и производительности на скорости более чем в 300 км/ч и тормозной силы, приближающейся к 2G. Ничто не оставлено на волю случая, и как только смешанный материал обработан и сделан компьютерный дизайн протектора шины, за ними сразу же следуют строгие тесты на безопасность.
Общий язык с Формула 1
Тестовые установки, применяемые для обеспечения контроля качества и пригодности соединений при производстве шин для MotoGP, используются в обязательном порядке для обеспечения максимальной производительности и надежности, и имеют много общих черт с процедурой тестирования шин компании Bridgestone для Формулы 1 вплоть до конца 2010 года.
Покрышки MotoGP тестируются строго и в конце проверяются вручную. Вот как Bridgestone завоевывает такую хорошую репутацию в области безопасности и контроля качества на протяжении многих лет конкуренции в MotoGP.
Вопросы поставок
Поставка готовых изделий на все мировые Гран-при является приоритетной задачей, к которой Bridgestone относится очень серьезно. В конце концов, без шин не будет и гонки.
Покидая завод в Японии, шины поставляются либо на базу Bridgestone Motorsport в город Шпейер, Германия, или, в отдельных случаях, непосредственно на зарубежные трасы, такие как Laguna Seca или «Малайзия». Из Шпейера готовые шинные компаунды загружаются в грузовики и доставляются для каждого Европейского Гран-при заранее, в течение недели перед гонкой. Иногда комплекты поставляются из Шпейера непосредственно на зарубежные гонки, наряду с шинами из Японии. На каждой гонке в наличии всегда есть около 700 комплектов шин для мокрых поверхностей и сликов.
База Bridgestone Motorsport
Тысячи шин MotoGP провозят на базу в Шпейер в течение года для поддержки команд как во время гоночного сезона, так и на запланированных зимних тестах. Это не просто склад, но также и база для шинных инженеров Bridgestone, техников и управляющего персонала.
На боковине каждой шины печатается два штрих-кода для мониторинга и контроля на трассе, а также для обеспечения целостности единой системы шин. Каждая партия шин также имеет отмеченные этикетки, обозначающие серийный номер и состав. Однако обеспечить поставку нужных комплектов на соответствующие гонки – непростая задача, которая требует более тщательного планирования.
На треке
Шины для MotoGP достигли пункта своего назначения, но их путешествие еще не совсем закончено. Прибыв к каждому гоночному уик-энду за три дня до первой тренировки для того, чтобы дать время для настройки на соответствующей трассе, Bridgestone работает в тесном сотрудничестве с FIM и выделяет шины для каждого гонщика за день до первой тренировки. С этого момента шины устанавливаются на колесах команд и предоставляются к использованию каждому гонщику.
Поскольку каждый спортсмен выезжает на трек во время уик-энда, огромное количество данных о шинах собирается и сохраняется. Именно эта информация поставляется обратно в управляемую компьютером стадию проектирования, что позволяет Bridgestone постоянно улучшать шины как для MotoGP, так и для обычных дорожных покрытий.
Выполнив свою миссию на треке, каждая шина Bridgestone возвращается в конце каждого уик-энда, и начинается ее обратный путь. Большинство шин едут назад в Шпейер, где они задействуются в энергетической программе восстановления. Затем, посредством морских перевозок, они возвращаются через некоторое время в Японию для дальнейшего детального технического анализа и сбора других данных, завершив тем самым свой жизненный цикл, лишь часть которого проходит на гоночном треке, но все это является ключевой частью MotoGP.